Камчатский край
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Учителя с Камчатки приняли участие в Экспертном совете по образованию под руководством Ирины Яровой

14 января 2021, 02:18
Оценить влияние на здоровье ребенка современных образовательных программ, снизить бюрократическую нагрузку на учителей и вернуть в школу воспитательный элемент – Ирина Яровая провела заседание Экспертного совета по образованию

Заседание Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития под руководством Ирины Яровой прошло в формате телемоста. В нем приняли участие Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, а также учителя Камчатки.

Участники встречи твердо обозначили позицию о том, что переход на дистанционное школьное образование не произойдет никогда. 

«Школа - это уникальный социальный институт, в котором очень важно не только получение знаний, но получение жизненного опыта, это общение, это взаимодействие, это движение, это взгляд на мир и умение взаимодействовать в этом мире, в том числе, со своими сверстниками, с педагогами. Поэтому, конечно, все разговоры о том, может ли когда бы то ни было обучение в школе стать дистанционным, наш ответ – нет. Дистанционное образование – это исключение из правил, только на тот случай, когда есть ситуации, вынужденно требующие дополнительной охраны здоровья. Мы последовательно, и об этом говорил Президент, стоим на позиции того, что традиционное образование детей в школе, связанное с обучением и воспитанием, с живым взаимодействием, живым общением - это основа», - уверена Ирина Яровая.

Ирина Яровая сообщила о том, что подготовила законопроект об  обязательной медицинской экспертизе ФГОСов, образовательных программ, учебников и учебных пособий с целью  сохранения здоровья школьников и не допущения  вреда их физическому и психическому здоровью.

«Важнейший вопрос – вопрос сохранения здоровья детей. Сегодня у школьников фиксируется рост заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы, органов пищеварения», - констатировала вице-спикер Госдумы.

«Появляются новые инструменты обучения с использованием современных технологий, новые формы образовательных материалов и новые способы донесения информации. При этом никто не дает оценку нагрузки на ребенка, влияния всех этих новых технологий обучения на здоровье органов зрения, нервной, опорно-двигательной системы, на психическое здоровье школьника. Врачи должны оценивать, какое влияние на школьников оказывают новые методы и методики получения знаний», - подчеркнула Ирина Яровая.

Также участники встречи обсудили воспитательный элемент общего образования. «Мы рассматриваем вопросы воспитания неразрывно от обучения: это знание традиций  и уважение к старшему поколению, нравственные ценности,  вопросы формирования социальной роли в обществе, это семья, это любовь к Родине и история подвигов нашего народа, взаимодействие и общение, дружба, сопереживание, взаимопомощь. Это вопросы, которые важны для становления личности и формирования характера, поэтому есть смысл в первоочередном порядке рассмотреть приход в школу дополнительно педагогов-воспитателей, которые бы занимались вместе с классным руководителем и учителями  тем, чем раньше занимались, в том числе, вожатые - организацией работы с детьми», - сказала Ирина Яровая.

«Сегодня в школе есть психолог, но он работает уже с проблемами, с последствиями, которые возникли в силу недостатков воспитательной работы с ребенком в семье и в социуме. То есть это уже последствия. И психологи,  конечно, нужны. Но  если  мы будем вкладывать средства и ресурсы только в последствия, мы никогда не решим проблему. Разработанная министерством Программа по воспитанию предполагает большие мероприятия с детьми общего формата, классного формата, общешкольного. Снятие избыточной нагрузки с учителя освободит время для такой работы, а появление педагогов-воспитателей объединит работу всех педагогов и создаст реальную возможность для того, чтобы образование было не только обучением, но и воспитанием ребёнка», - сказала вице-спикер Госдумы.

Директор школы № 33 Петропавловска-Камчатского Ирина Козырь подтвердила, что сегодня школе необходимы воспитатели. «Вот честно, в школу нам нужны воспитатели. Это поможет не перевоспитывать детей, не довести до проблемной ситуации, которая складывается с некоторыми детьми. Учитель учит, а воспитатель – воспитывает, они должны работать вместе, должен быть тот человек, который будет именно заниматься воспитанием. А мы, как учителя, администрация, помогаем ему. И вместе мы получим то, что получим – очень хороший результат», - сказала она.

Министр просвещения Сергей Кравцов поддержал предложение ввести в школе дополнительно должность воспитателя, который будет заниматься организацией работы с детьми. С 1 марта 2021 пока в 10 пилотных регионах будут введены новые должности - советники директоров по воспитательной работе.

Еще одна важная тема, которую обсудили с участием учителей – избыточная нагрузка на педагогов. Преподаватель  английского языка школы № 42 Петропавловска-Камчатского Лариса Дутова рассказала, что сегодня существуют только примерные образовательные программы, которые каждый учитель вынужден ежегодно дорабатывать самостоятельно.

«Работа учителя похожа на айсберг. Верхушка – это уроки. И это то, что многие видят со стороны. А подводная часть это, что никому не видно. Но у учителя эта подводная часть занимает огромное количество времени. Прежде всего – рабочие программы. Да, конечно, существуют примерные рабочие программы, но они примерные. И учителю приходится всякий раз готовить что-то своё, добавлять, изменять. У меня седьмые и десятые классы – один из них профильный, с углубленным изучением языка - и еще два пятых класса. И мне нужно до 1 сентября – мы утверждаем это на наших методических объединениях – для каждого класса разработать  свои программы. Это всё требует времени. Так почему же не помочь учителю и не дать то, уже апробировано на государственном уровне,  чтобы он мог только немного менять в зависимости от того, какой у тебя ученик и какой у тебя класс. Действительно, учителя загружены такой работой, которая занимает время и не оставляет простора для творчества. Не забывайте, учитель предметник еще очень часто равняется классный руководитель. Это значит - готовить план воспитательной работы, ежедневно контролировать горячее питание ребят в столовой, проверять наличие денег, которые положены на питание, вести журнал по технике безопасности, составлять социальный паспорт  класса, контролировать посещаемость и успеваемость, все время быть действительно на связи. И это не во время уроков, которых у тебя в первую смену пять, и во вторую пять. Учителя в целом перегружены работой», - сказала Лариса Дутова.

Ирина Яровая считает, что вместо примерных необходимо разработать базовые образовательные программы, единый  стандарт образования по всей стране.

«У нас большая страна, и, конечно, у должен быть одинаковый фундаментальный стандарт качества образования. Чтобы дети имели равные гарантированные Конституцией возможности, должны быть не примерные программы обучения, а базовые. Базовые содержательные программы, которые разрабатываются Российской академией образования – базовые для общей школы, базовые для деток с особенностями здоровья, базовые для углубленного изучения. Не учитель в школе или поселении должен «изобретать велосипед», сидеть часами и дорабатывать примерную программу. Задача учителя – работать с ребенком. А эти документы должны быть одинаковыми для всех школ. Странно выглядит история, когда  ЕГЭ у всех одинаковый, а программы разные», - сказала Ирина Яровая.

Напомним, заседание экспертного совета проводится в рамках подготовки к Госсовету по вопросу «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования». Участие в нем приняли вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, министр просвещения Сергей Кравцов, председатели профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Лилия Гумерова и Вячеслав Никонов, главный внештатный детский специалист-психиатр минздрава, земгендиректора по научной работе Института им. Сербского Евгений Макушкин, президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская, и.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре, председатель попечительского совета Российской академии образования Ольга Васильева, директор камчатской средней школы № 33 Ирина Козырь, учитель камчатской общеобразовательной школы 42 Лариса Дутова, ректор МПГУ Алексей Лубков.

 

Спикер
Яровая Ирина Анатольевна
Яровая Ирина Анатольевна
Председатель Центральной контрольной комиссии Партии, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная приемная